Эвоторккм - кассы и торговое оборудование для магазинов Самаре.

Маркировка одежды

«Честный знак»: маркировка одежды и товаров легкой промышленности.

С 2020 года каждая компания, занимающаяся производством изделий легкой промышленности, обязана маркировать собственную продукцию. Единая национальная система «Честный знак» курирует проведение процедуры. В систему включен каталог, внутри которого хранится информация о товарных категориях. Доступ к ним имеется у фискальных органов. Сроки и порядок проведения обязательной маркировки товаров легкой промышленности прописаны в законе.

Этапы и сроки ввода маркировки одежды и товаров легкой промышленности

Сроки маркировки легкой промышленности можно определить примерно, руководствуясь схемой цифровизации обуви. С момента старта программы каждый участник в течение 4 месяцев должен зарегистрироваться в системе. На цифровизацию товара законом отводится еще 4 месяца. Можно спрогнозировать сроки, опираясь на примерные даты:

  • регистрация участников в системе начинается с 1 декабря 2019 г.;
  • дата окончания регистрации — 1 апреля 2020 г.;
  • остатки изделий можно промаркировать до конца июля 2020 г.

С 1 августа 2020 г. категорически запрещено реализовывать немаркированный товар.

Как работает система

Благодаря закону о маркировке одежды и других товаров государство способно контролировать процесс реализации изделий на рынке. В 2024 г. система должна охватить все категории товаров и присвоить каждой из них специальный знак. Единицы обуви, одежды или изделий легкой промышленности будут внесены в базу данных. Правительство с помощью каталога отслеживает путь изделия от производителя до покупателя.

Программа позволяет полностью исключить товарооборот контрабандной и фальсифицированной продукции. В системе обязаны регистрироваться не только продавцы, но и поставщики, производители. Через розничный магазин продажа немаркированных изделий осуществляться не будет.

В кассовом чеке отдельной графой должен присутствовать специальный код, благодаря которому контрольная техника пропускает товар. Каждый код будет передан фискальному оператору, который вводит его в Национальную систему отслеживания. Правительство обещает сурово наказывать дилеров, торгующих контрабандной продукцией.

Зачем маркировать одежду

Продажа контрафактной продукции повышает конкуренцию между легальными ритейлерами и недобросовестными импортерами. В большинстве случаев покупатель получает одежду плохого качества: на качественную вещь такой товар обменять достаточно сложно. Производитель несет убытки: уровень продаж падает, понижая спрос на продукцию у населения.

Цифровизация швейных изделий позволяет быстро решить создавшуюся проблему. Система позволяет сделать цепочку продаж и поставок прозрачной для покупателя. Для производителя снизятся издержки и повысится эффективность бизнеса. Специальные коды, присвоенные каждой вещи, позволяют не только отследить ее путь, но и снизить цену на швейные изделия.

Программа имеет массу преимуществ:

  1. У государства появляется возможность легализовать рынок, сократив объем контрабанды. В казну в этом случае будут отчисляться налоги, которые являются основной составляющей теневой экономики государства. Таможенные сборы также возрастут.
  2. Легальные бизнесмены обретут конкурентное преимущество, поставляя на рынок качественный и законный товар. Дилеры получат возможность самостоятельно проверять партии изделий, сделав запрос фискальному оператору.

Покупатель может удостовериться в качестве приобретаемого изделия, проверив одежду, обувь или другие товары посредством специального софта.

Какая одежда маркируется

Дата старта пилотного проекта — 27 июня 2019 г., дата окончания — 30 ноября. Участие в нем приняли крупнейшие компании-производители. Маркировке подвергались все товары, внесенные в распоряжение № 792. Цифровизация одежды включает в себя присвоение специальных кодов следующим категориям швейных изделий:

  • штормовки;
  • ветровки;
  • полупальто;
  • пальто;
  • блузоны (ручная или машинная вязка);
  • блузы;
  • блузки;
  • куртки;
  • плащи;
  • накидки;
  • спецодежда.

Производители постельного, туалетного, кухонного или столового белья обязаны маркировать свой товар. Коды для каждой отдельной категории:


Обозначение ТН ВЭД (код) ОКПД 2 (код)
Трикотажные блузы, блузки или блузоны женские (для девочек) 6106 141413
Штормовки, ветровки, куртки (спортивные), плащи, накидки, полупальто, пальто женские (для девочек) 6202 141331
Штормовки, ветровки, куртки (спортивные), плащи, накидки, полупальто, пальто мужские (для мальчиков) 6201 141321
Кожаные швейные изделия (включая спецодежду) 4203 10000 141110
Кухонное и туалетное белье 6302 139214
Постельное белье 6302 139213

ЦРТП (государственно-частная компания) считают главным оператором программы. Термин «чипирование одежды» применим только к меховым изделиям благодаря их высокой стоимости. Швейным изделиям будет присвоен простой двухмерный код (DataMatrix), который помещают на ярлыки. Он содержит товарную номенклатуру.

Преимущества кода:

  1. Маленький размер (не более 14х14 мм). Чтобы нанести код, не требуется много места, его можно разместить непосредственно на самом товаре.
  2. Отсутствие необходимости приобретать дорогостоящее оборудование. Код можно считать с помощью 2D-сканера и распечатать на принтере.
  3. Быстрая расшифровка. Даже поврежденный на 30% код можно легко считать.

Маркировочный код невозможно подделать. Шифровка данных осуществляется криптографическими способами.

Маркировка одежды, что делать, как подготовиться продавцам и производителям.

Многие производители задаются вопросом, что делать с системой. Бояться нововведений не нужно: большинство брендов уже приняло участие в пилотной версии программы. Это:

  1. Спортмастер.
  2. Oodji.
  3. Восток-Сервис.
  4. Снежная Королева.
  5. Adidas.
  6. OBI.
  7. UNIQLO
  8. Стокманн.
  9. Хендерсон.
  10. Zara.
  11. Zenden.

Процесс маркировки изделий легкой промышленности проходит в несколько этапов:

  • регистрация в программе «Честный знак» посредством электронной подписи УКЭП;
  • получение маркировочных кодов (выдаются системой бесплатно);
  • цифрование остатков товаров;
  • продажа изделий через кассу.

Чтобы промаркировать остатки одежды, продавцу достаточно распечатать коды и наклеить их на ярлыки. Законом установлено, что избавиться от излишков ритейлер должен в течение 24 месяцев с момента цифровизации. Если он не уложится в этот срок, касса перестанет пропускать товар и остатки «сгорят». Для некоторых категорий ИП действует отсрочка на установление онлайн-касс (до 2021 г.).

Маркировка одежды. Оборудование для продавцов

Процедура подготовки продавцов к цифрованию товаров проходит в несколько этапов. Чтобы отправить данные, служащим понадобится оборудование для маркировки с необходимым программным обеспечением:

  1. Принтер этикеток и ценников. Прибор используется для распечатки специальных кодов. В большинстве случаев производитель маркирует товар еще на заводе. Повторная цифровизация изделий необходима при порче или возврате товара.
  2. Сканер. Прибор необходимо заранее привязать к кассе и системе ЭДО. Модели стоят недорого — в пределах 3000-4000 руб. Дополнительных настроек сканеры не требуют.
  3. Системы товароучета. Документооборот ведется в электронном виде посредством интернета. Система позволяет осуществлять обмен информацией между правительством и производителями. Программы должны распознавать маркировочные коды. В торговле рекомендуется использовать ЕКАМ (система складского учета).

Онлайн-касса должна поддерживать ФФД (формат фискальных документов, версия прошивки 1.05). Если в торговом зале установлена контрольно-кассовая техника более старого образца, владелец может обновить программу самостоятельно или обратиться в специальный центр обслуживания.

Маркировка одежды. Оборудование для производителей

Производители маркируют товар с помощью печатного оборудования 2 видов для нанесения кодов:

  • на специальные носители;
  • на товар или его упаковку.

Термо- и термотрансферные принтеры используются для маркировки ярлыков. Термографическая печать может быть термотрансферной или термопрямой. Большой популярностью среди производителей пользуются каплеструйные принтеры Domino. Приборы имеют ряд преимуществ:

  • способность наносить маркировку, устойчивую к воздействию внешних факторов;
  • небольшие размеры;
  • нанесение кодов на любую поверхность;
  • небольшая стоимость;
  • высокое качество маркировки;
  • длительная эксплуатация.

Принтеры быстро внедряются в любую производственную линию. Практически все маркираторы работают автоматически. Программу задают заранее.

Как продавать маркированную одежду

При отсутствии онлайн-кассы и сканера продажа маркированной одежды невозможна. В этом случае правила возврата и приемки меняются благодаря переходу документооборота из бумажного в электронный вариант. Служащий торгового зала при приеме товара должен использовать универсальный передаточный документ (УПД) или электронную накладную. Служба электронного документооборота (ЭДО) отвечает за прием и передачу УПД. Накладные заверяют с помощью электронной подписи.

Этапы продажи маркированных швейных изделий:

  1. Завод-изготовитель после пошива новой партии одежды самостоятельно маркирует изделия и передает данные в единую систему контроля.
  2. Фирма продает партию товара оптовой компании. Представитель изготовителя передает второй стороне универсальный передаточный документ.
  3. Оптовая торговая компания развозит товар в магазины розничной торговли и передает УПД приемщику.
  4. Продавцы при оформлении покупки «пробивают» код сканером, через кассу.

Система «Честный знак» полностью отслеживает цепочку продажи маркированной одежды. Перед приобретением той или иной вещи покупатель вправе самостоятельно просканировать товар посредством специального приложения. Если код окажется некорректным, то необходимо сообщить об этом фискальному оператору. На магазин, торгующий контрафактом, будут наложены штрафные санкции (вплоть до конфискации). Владельцы розничных магазинов должны обучить сотрудников работе с новыми приборами.

Как оформлять возвраты одежды

Если покупатель по какой-то причине вернул товар, продавец обязан правильно оформить возврат. Для этого в системе единого контроля необходимо запросить новый код и нанести его с помощью принтера на ярлык. После этого вещь можно снова выставлять на продажу. DataMatrix выдается бесплатно.

Новый код должен содержать:

  • криптохвост — такая защита в сочетании с электронной подписью предохраняет код от копирования;
  • SGTIN — номер серии, который разрабатывается производителем или выдается фискальным оператором;
  • GTIN — номер партии.

Идентификаторы находятся в стадии разработки, поэтому вероятность добавления других данных достаточно высока.